Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Замок Нойшванштайн, посвященный рыцарю Лоэнгрину, первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Постепенно проект претерпевал изменения, пока палас не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига, соответствовали легенде. Людвиг не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. Его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей. Залы Нойшванштайна оформлялись поистине роскошно. Только на работы по дереву при отделке королевской спальни, выполненной в стиле поздней готики, ушло 4,5 года.
Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею,
поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. При этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет. Очевидцы и современники утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати для Людвига в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Внутреннее убранство замка являет собою смесь различных архитектурно-художественных стилей, сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой.
В замке содержится более 360 залов. Особого внимания заслуживает Певческий Зал, в котором фрески на стенах отражают сцены из оперы Вагнера «Тангейзер».
Зал Певцов копирует зал готического замка в Вартбурге. Потолок зала отделан деревянными панелями с узорами и изображениями знаков Зодиака. Чудесные орнаменты украшают и стены зала, а также Певческую аркаду. Хотя зал не использовался во времена Людвига II, в наши дни в сентябре здесь проходят ежегодные концерты. Искусственный грот с подобающими в таких случаях сталактитами и сталагмитами находится прямо под Залом Певцов, то есть на третьем этаже замка. Сейчас в нем нет воды, хотя изначально здесь был небольшой каскад.
Поражают воображение спальня Людвига II, где возвышается огромная кровать в готическом стиле, увенчанная замысловатой и хрупкой деревянной резьбой. Четырнадцать резчиков в течение четырех с половиной лет трудились над их изготовлением.
Картинное убранство помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига в Мюнхене.
К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику - королю Людовику Французскому - в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.
Тронный зал напоминает зал в замке Грааль из oперы “Парсифаль”. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.
Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Он заканчивается полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться.
Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик. Драгоценный канделябр в форме византийской короны ил позолоченной меди несет 96 свечей и весит 18 центнеров.
В одном из залов хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, – ваза в виде лебедя. Однажды, по недосмотру, в вазу налили воду, и вылить её оттуда можно было, только перевернув массивное произведение искусства. Но риск разбить чудесную вазу в таком случае был бы слишком велик, и тогда решили пожертвовать одной лебединой лапой, дабы спасти всю вазу от уничтожения и избавить её от уже изрядно протухшей воды. Лебединая лапа была отколота, и вода вылилась из образовавшегося отверстия, как из крана.
На первом этаже расположена просторная королевская кухня с печами и жаровнями, разделочными столами и начищенной до блеска посудой. Чтобы не нарушать уединения короля во время трапезы, был сконструирован специальный механизм для транспортировки накрытого стола из кухни в столовую. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года.
Виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии открываются из окон замка и с площадки перед входом в него. Кстати, частью живописного вида должен был стать ещё один замок выше в горах, план постройки которого так и не был осуществлен.
После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев.
С 1933 года в Нойшванштайне в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля.
По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из "идеологических" подразделений третьего рейха, как раз ведавшее оккультизмом, нибелунгами, рунами и германским духом. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все сексменьшинства, признавали — романтизм короля Людвига выше всех его пороков.
Видом Нойшванштайна был очарован Чайковский — и именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета "Лебединое озеро".
Летом экскурсии по замку немного короче, чем зимой, так как иначе просто невозможно обслужить весь несметный поток туристов, жаждущих попасть в эту сказочную обитель.
От автостоянки и автобусной остановки можно подняться к замку пешком (подъем не крутой); это займет минут 30. Или за небольшую плату отправиться наверх в повозке, запряженной лошадьми.
Обязательно прогуляйтесь выше в горы, где над ущельем на высоте 92 метра повис романтичный мостик Мариенбрюке (Marienbrucke). Подвесной мост, старше чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866г. на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается впечатляющий вид на замок и окрестности, а также на 45-метровый водопад. Кадры, заснятые с этого мостика, наверняка, будут одними из самых красивых в вашем фотоальбоме.
В раскинувшемся невдалеке от замка чистейшем альпийском озере Альпзее (Alpsee) приятно искупаться летом, но лучше не увлекаться нырянием: тяжелая и достаточно холодная вода горного озера не будет выталкивать, как морская.