Логин:
Пароль:


Internet Map
‡ ВКонтакте ‡

Лучшие тесты


Всего: 1
Странников: 1
Посетителей: 0
+ подробнее +

Архитектура [9]
Статьи о развитии готического стиля в архитектуре.
Скульптура [2]
Статьи о готической скульптуре
Интерьер [0]
Мебель, декор и т.п.







Otto Dix-Усталость металла
(Клипы)
Otto Dix-Эго
(Клипы)
Otto Dix-Мечта о весне
(Клипы)
Книга Белиала
(Магия и колдовство)
Библия Сатаны
(Разное)

Rambler's Top100

Главная » Библиотека » Искусство готики » Архитектура

Вестминстерское аббатство – памятник английской готики
Западный фасад

В первых строках этой статьи о Вестминстерском аббатстве спешу предостеречь читателей от весьма распространенной ошибки, примером которой служит эпиграф: путать Вестминстерское аббатство с Вестминстерским собором. Эта ошибка объяснима: по типу архитектуры Вестминстерское аббатство (далее – ВА) представляет собой, конечно же, готический собор. Однако, по своему статусу эта коллегиатская церковь св. Петра (таково официальное наименование ВА с 1579 года, когда Елизавета I вывела ее из-под юрисдикции епископата) - главная Англиканская церкви, то есть, оплот протестантизма. Имя «Вестминстер» указывает на географическое положение Аббатства на западе Лондонского Сити – то есть «западный монастырь». Что касается Вестминстерского собора – то это главный собор Римско-католической Церкви в Англии. Он расположен совсем в другом месте – неподалеку от вокзала Виктория. Чтобы различие этих памятников стало совершенно ясным, напомню, что ВА ведет свою историю с 1050 года, когда Эдуард Исповедник заложил каменную церковь бенедиктинского (в то время) монастыря, тогда как Вестминстерский собор был возведен Джоном Френсисом Бентли в 1895 - 1903 годы. И еще одно обстоятельство, ярко иллюстрирующее это различие: первым английским монархом, посетившим службу в католическом соборе, была Елизавета II. Это произошло в 1995 году, и было экуменическим актом, то есть знаком желания королевы примирения протестантов и католиков.
Итак, Ньютон, Дарвин, Флеминг и еще многие другие выдающиеся деятели Британской империи покоятся именно в ВА, а не в Вестминстерском соборе. И наш рассказ о ВА.

Северный фасад

ВА в том виде, в каком мы его знаем сегодня - это результат многовековой деятельности архитекторов и строителей. Это, кстати, можно констатировать и в отношении любого из великих готических соборов Европы. Достаточно сказать, что башни ВА были возведены в 1734 – 1745 (!) годы архитектором Николасом Хоксмуром. (Не могу не вспомнить в этой связи, что знаменитые скульптурные химеры Собора Парижской Богоматери, сейчас кажущиеся исконной и неотъемлемой частью этого памятника, были созданы Виоле-ле-Дюком, реставратором собора, в середине XIX (!) века.)
ВА занимает особое место среди английских церквей, а также в истории английской средневековой архитектуры. Это так называемая Royal Peculiar, то есть, особая королевская собственность. Уже сам этот термин указывает на то, что ВА подчинено только лишь монарху (а не архиепископу). Так было всегда. Здесь короновались почти все английские монархи, здесь они венчались и здесь же место их упокоения.

Важным моментом в истории ВА оказался 1220 год, когда Генрих III построил часовню Божьей Матери и начал перестройку старого, построенного еще в романском стиле, аббатства. В результате этой реконструкции аббатство приобрело свой готический облик. Именно при этом короле расцвел культ св. Эдуарда Исповедника, предка Генриха III, и его останки были погребены в реконструированной часовне этого святого за алтарем.
Генрих III провел большие работы по перестройке ВА. Для этого он пригласил архитектора по имени Генри из Рейнса. И до сих пор остается нерешенной загадка, был ли это англичанин из селения Рейнс, или француз – в таком случае Анри – из Реймса в Иль-де-Франс. В Реймсе как раз в это время возводился огромный собор; следы французского влияния весьма ощутимы в ВА, чего нельзя столь категорично утверждать о других готических сборах Англии, славящихся своей яркой самобытностью.
Сходство ВА с Реймским собором объясняется не в последнюю очередь тем, что в Реймсе происходило коронование французских королей, а ВА также мыслилось как место коронования английских монархов.
Работы по реконструкции старого аббатства были завершены в правление Ричарда II. В своем окончательном виде церковь стала самым высоким готическим собором Англии. Высота ее нефа 32 метра, хотя его ширина невелика, чуть больше 10 метров. Это соотношения можно почувствовать даже по иллюстрации. Неф строился очень долго – 150 лет.

Неф

Облик центрального нефа с устремленной ввысь аркадой, неглубоким средним ярусом и высоко расположенными верхними окнами напоминает французские образцы. Однако, при всей ясности прототипов, все заимствованные из французской готики элементы, искусно сплавлены в ВА с английскими традициями. Например, средний ярус центрального нефа представляет собой не трифорий, характерный для французского типа готического собора, а традиционную для английских сборов галерею. Другая характерная англо-нормандская архитектурная особенность - двухслойная стена: проемы, ведущие в галерею, украшены двойным слоем ажурной каменной кладки.
Наряду с традиционными элементами в ВА появились и такие, которые никогда прежде не встречались в английской готике, например, ажурная каменная работа, украсившая галерею. Другой пример: верхний ярус нефа не имеет стенного коридора - стена здесь стала тонкой. Несмотря на тесные связи ВА с французской готической архитектурой, это здание остается, прежде всего, шедевром типично английского зодчества.
В эпоху правления Генриха VII была сооружена Часовня Богоматери (Капелла Генриха VII, 1503).

Часовня Богоматери

Капелла была задумана как усыпальница для Генриха VI, но, в конце концов, сам Генрих VII был похоронен в ней. Вход в Капеллу украшают бронзовые врата с символами династии Тюдоров, среди которых белая роза Йорков и красная роза Ланкастеров, геральдическая лилия и сокол в клетке – эмблема Эдуарда IV, тестя Генриха VII. (Гражданская война, которая вошла в историю как война Алой и Белой розы, закончилась: белая роза Йорков и красная роза Ланкастеров соединились в одном гербе Генриха VII, основателя королевской династии Тюдоров. Генрих Тюдор, бывший в родстве с Сомерсетами, младшей линией Ланкастеров, после истребления всех Ланкастеров выставил свои претензии на престол и в результате стал королем Генрихом VII (1485). На следующий год он сочетался браком с Елизаветой, дочерью Эдуарда IV Йоркского. Мир, наконец-то, пришел в Англию.)
Капелла захватывает красотой своего убранства, изумительными веерными сводами и резьбой на хорах. Ее окна украшают великолепные витражи. Когда-то они были изготовлены знаменитым мастером Бернардом, прозванным «Цветок» (Bernard Flower); от них остались лишь фрагменты. В богато декорированных нишах под окнами 94, из оригинальных 107, статуи святых.

В правление Генриха VIII, когда оказались разорваны отношения с Римом, английские монастыри (аббатства) пережили эпоху гонений. Генрих VIII, издал указ о «Закрытии монастырей» (1534). ВА, благодаря тесной связи с британской короной, избежало буквального разрушения – участи, постигшей многие другие английские монастыри. Хотя монастырь как институт был упразднен, здание церкви не было разрушено. При этом средства, собиравшиеся на нужды ВА (Аббатство св. Петра), были переданы в казну собора св. Павла. Отсюда, кстати, английское выражение «robbing Peter to pay Paul» («ограбить Петра, чтобы заплатить Павлу», что значит: сомнительное действие).

Необходимо сказать о хоре ВА. Это та часть церкви, в которой с самого начала молились монахи аббатства. Хор XIII столетия был разрушен в XVIII веке, его заменил новый. Но когда и он разрушился, был построен тот хор, который мы видим теперь - в стиле викторианской готики, то есть «псевдоготики».

Хор

К сожалению, мало, что осталось от оригинальных средневековых витражей церкви, составлявших некогда славу ВА. Большая розетка северного трансепта датируется началом XVIII века, остальные витражи еще более позднего времени.

Надгробия и мемориальные плиты ВА – особая тема. Уже в эпиграфе названо несколько знаменитых людей, погребенных в ВА. В действительности их гораздо больше. Перечислять их – это перечислять вехи истории - политической, военной, культурной - Англии. Выдающиеся деятели английской культуры отмечены надгробиями и мемориальными досками в Уголке поэтов. Множество плит лежит на полу. Я «споткнулся» о плиту Питера Саломона, знаменитого лондонского импресарио. Надпись отмечает его заслугу перед Англией: он привез в Лондон Гайдна (!)

Как и во всяком готическом соборе, в ВА одной из достопримечательностей является орган.

Орган

Нужно сказать, что на свете нет двух одинаковых церковных органов, как нет двух одинаковых соборных интерьеров. Орган всегда строится не только в расчете на размеры того помещения, в котором он будет звучать (от этого зависит его диспозиция, то есть количество и набор его регистров), но и в соответствии с архитектурой и декором того пространства, в которое он будет помещен. (Отдельной и необычайно интересной была бы тема архитектуры больших органов). Что касается органа ВА, то нельзя, конечно, рассчитывать найти здесь готический орган (подлинный такой орган не найти ни в одном соборе мира). Тем не менее, инструмент, который сейчас здесь установлен, и по своему внешнему виду, и по звучанию вполне соответствует королевскому статусу. Он был построен знаменитой английской фирмой «Harrison & Harrison» в 1937. Это очень большой инструмент, у него 105 регистров. Он дважды реконструировался – в 1982 и 1987 году.

Вестминстерское аббатство – это одно из великолепных средневековых сооружений. Это гигантский реликварий, хранящий память обо всем самом великом в английской истории.
Категория: Архитектура | Добавил: KsanterX (06.04.2008) | Автор: А. Майкапар
Просмотров: 3888 | Комментарии: 1


Всего комментариев: 1
11.05.2008
Есть мечта побывать и здесь :D

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

При использовании материалов сайта, ссылка на GothicTemple.net обязательна.
© 2007-2010, Ksanter X | Хостинг от uCoz